Для всех поздних пьес характерно большое количество ремарок. Только в
первом действии драмы «Три сестры» насчитывается 154 ремарки.
Рассмотрев все ремарки драмы «Три сестры», мы получили их классификацию
по тем основным функциям, которые они выполняют:
1) обстановочные;
2) жестовые;
3) эмоциональные;
4) интонационные;
5) с информацией об
адресате реплики, пространственной направленности реплики;
6) указывающие на вход-уход действующих лиц;
7) паузные;
8) звуковые.
В пьесе встречаются развернутые авторские комментарии, включающие в себя несколько разновидностей ремарок.
Обстановочные ремарки, характеризуют место и время действия,
описывают обстановку на сцене, костюмы и декорации, обычно помещаются в
начале каждого действия, в частности, для того, чтобы читатель, еще не
знакомый с содержанием пьесы представил, в какой обстановке будут
находиться герои.
Обстановочные ремарки отличаются от других типов особой
независимостью в структурном отношении. Они совсем не связаны с
диалогом, поэтому объем их может быть различным: от одного предложения
до группы предложений. Обстановочные ремарки Чехова созвучны с прозой.
Используя прием художественного описания пейзажа, автор создает
определенную эмоциональную атмосферу.
В доме Прозоровых. Гостиная с колоннами, за которыми виден большой
зал. Полдень; на дворе солнечно, весело. В зале накрывают стол для
завтрака. Ольга в синем форменном платье учительницы женской гимназии,
все время поправляет ученические тетрадки, стоя и на ходу; Маша в черном
платье, со шляпкой на коленях сидит и читает книжку; Ирина в белом
платье стоит задумавшись. (4, 22)
Эта ремарка предваряет первое действие драмы «Три сестры». Лаконичная
и одновременно полная, она создает мизансцену будущего спектакля,
сообщает об обстановке, костюмах и даже о свете. Здесь же намечены
образы сестер. Интересно, что сообщается информация, которая заведомо на
может быть известна зрителю: «…на дворе солнечно, весело». Как это
сценически воплотить? По-видимому, автору важно было показать общую
атмосферу, в которой начинается действие. Все в прекрасном настроении,
полны радостных ожиданий в этот прекрасный солнечный день. Правда, Маша
не в духе. Черный цвет платья, словно, соответствует ее настрою.
Проследим функции других обстановочных ремарок.
Декорация первого акта. Восемь часов вечера. За сценой на улице едва
слышно играют на гармонике. Нет огня. в капоте, со свечой; она идет и
останавливается у двери, которая ведет в комнату Андрея. (4, 38)
Снова ремарка обращает наше внимание на освещение. Световая
тональность резко меняется. Затем мы видим, что меняется и эмоциональная
атмосфера действия. Андрей скучает. Маша вслух признается, что
разочарована в своем муже. Ирина и Ольга возвращаются уставшими.
В ремарке, предваряющей третье действие, вновь звучит точка зрения
«всезнающего» автора, совпадающая с точкой зрения персонажей: «Видно,
что в доме еще не ложились спать». «…Маша, одетая, как обыкновенно, в
черное платье». «… пожара, начавшегося уже давно». (4,54) Создается
тревожная атмосфера. Третье действие еще безрадостнее второго.
Ремарка, начинающая четвертое действие драмы, является самой
объемной. Эпическое начало здесь проявляется в описании событий «с
высоты птичьего полета».
Таким образом, обстановочная ремарка у Чехова лаконична, но объемна
по своему содержанию. Она имеет цель не только указать на место и время
действия, главное – создать эмоциональную атмосферу действия.
Для Чехова-драматурга была важна звуковая окраска пьес. Звуковые
ремарки содержат информацию о звуках, источник которых обычно находится
вне сцены.
Например, ремарка «Часы бьют двенадцать». (4, 22) содержит не только
временную информацию, ведь зритель слышит бой часов. Этот звук вызывает
ассоциации в душе Ольги, наводит на воспоминания.
В драме «Три сестры» звуковой фон меняется по мере развертывания
действия. В первом действии, кроме выше указанной, звуки передают
ремарки «Слышно, как стучат в пол из нижнего этажа» (4,25) и «За сценой
игра на скрипке». (4,28, 33) В третьем действии звуки усиливают
тревожное настроение: бьют в набат, «слышно, как мимо дома проезжает
пожарная команда». (4, 54) В четвертом действии раздаются крики, звучит
музыка бродячих музыкантов, в конце действия - марш военного оркестра.
Таким образом, звуковое оформление становится более насыщенным, что не
только создает естественность обстановки, но и психологически
характеризует атмосферу действия. Вот почему с полным правом мог писать
о нем: «Он уточнил и углубил наши знания о жизни вещей, звуков, света
на сцене, которые в театре, как и в жизни, имеют огромное влияние на
человеческую душу. Сумерки, заход солнца, его восход, гроза, дождь,
первые звуки утренних птиц, топот лошадей помосту и стук уезжающего
экипажа, бой часов, крик сверчка, набат нужны Чехову не для сценического
эффекта, а для того, чтобы раскрыть нам жизнь человеческого духа».
Получить полный текстКаким должно быть поведение персонажей на сцене, становится понятным
благодаря использованию жестовой ремарки (жестовую ремарку мы понимаем
широко, т. е. как указание на физические действия персонажа). В
дочеховской драматургической традиции жест имел иллюстративный характер,
т. е. помогал актерам, режиссеру «изобразить» действие. Он был тесно
связан с репликой, темой диалога. Чеховский жест самостоятелен. Иногда
совсем не реплика, а жест, фиксируемый в авторском пояснении, отражает
истинное психологическое состояние человека.
Например, с помощью нескольких ремарок, рисующих поведение Вершинина,
автор сумел раскрыть мечтательность героя, не подкрепленную стремлением
делать практические шаги для реализации желаемого. В первом действии у
Вершинина есть длинный монолог о будущей прекрасной жизни, о том, что
человек должен «ждать, мечтать, готовиться к ней». Но реплика Тузенбаха о
необходимости работать, чтобы приблизить эту жизнь, не находит отклика в
его душе. Его внешнее поведение, отраженное в ремарках, и слова не
«отвечают» мыслям Тузенбаха.
Тузенбах. Через много лет, вы говорите, жизнь на земле будет
прекрасной, изумительной, Это правда. Но, чтобы участвовать в ней
теперь, хотя издали, нужно приготовляться к ней, нужно работать…
Вершинин (встает). Да. Сколько, однако, у вас цветов! (Оглядываясь.) И квартира чудесная…(4, 31)
Ремарка, сопровождающая реплику Тузенбаха, «тихо наигрывает» (4,23)
указывает не только на внешнее действие, но и на внутреннюю
сосредоточенность, раздумья персонажа. Возможно, свидетельствует об
особой душевной организации персонажа.
Действия Соленого противоречат, не соответствуют его же словам.
Ремарка рисует психологический портрет героя, подчеркивая его цинизм,
равнодушие.
Соленый. Через двадцать пять лет вас уже не будет на свете, слава
богу. Года через два-три вы умрете от кондрашки, или я вспылю и всажу
вам пулю в лоб, ангел мой. (Вынимает из кармана флакон с духами и
опрыскивает грудь, руки.) (4,25)
Ремарки, указывающие на внешние действия героев, могут участвовать в
характеристике отношений между ними. Например, только жест «снимает
шляпу» (4,31) характеризует изменившееся настроение Маши. Слова
Вершинина изменили ее решение уйти, уже здесь - начало ее любви.
Чехов часто выделяет у своих героев речевой лейтмотив, который
подкрепляется характерным жестом, сопровождающим действующее лицо на
протяжении всей пьесы. Повторяющиеся ремарки в первом действии есть у
Маши и Чебутыкина. Маша, задумавшись, напевает или насвистывает песню.
Она словно не участвует в общем разговоре, не разделяет уверенности
Ольги и Ирины, думает о чем-то своем. Чебутыкин постоянно с газетой.
Этим подчеркивается отстраненность персонажа от происходящего на сцене,
он занят своим делом. Это вносит в общую атмосферу элемент дисгармонии,
разобщенности.
Итак, действия, указанные в жестовой ремарке, создают иногда
двуплановое изображение персонажей. При этом определенные действия
становятся одним из средств авторской характеристики.
Эмоциональные ремарки традиционны в драматургии. Чехов отмечает в
основном только два состояния: «смех» и «слезы», а также пограничные
состояния между ними.
Некоторые из подобных ремарок участвуют в создании второго плана в
диалогах, который передает не мысли и чувства героев, а суждение самого
автора.
Ольга. Да! Скорее в Москву.
Чебутыкин и Тузенбах смеются. (4, 23)
Чебутыкин и Тузенбах ведут свой разговор, их смех не является
непосредственной реакцией на слова сестер. Создается впечатление, что
звучит смех над иллюзорными, несбыточными надеждами Ирины и Ольги уехать
в Москву.
Новаторской, специфически чеховской по своему применению ремаркой
стала пауза. Пьеса «Три сестры» содержит 60 подобных ремарок. считает,
что этот прием пришел из прозы, и видит их значение в том, что они
«ослабляют концентрацию эпизодов, высокую во всякой драме. Ритм движения
эпизодов замедляется…впечатление неупорядоченности усиливается». (5,
201)
Паузы указывают на то, что рядом с репликой постоянно присутствует
круг мыслей, чувств, внутренних состояний героя, которые по ряду причин
не могут быть высказаны в данный момент: то ли они должны быть спрятаны,
подавлены, то ли они настолько смутны, что не могут быть выражены
героем в словах, то ли вообще не нуждаются в словесном выражении.
Огромная содержательная нагрузка ложится на паузу, которая
«возрождает» прошлое. Например, Вершинин вспоминает свою прошлую жизнь.
Пауза словно прерывает поток воспоминаний, от грустного прошлого он
стремится в доброе настоящее. (4,27)
Благодаря паузе в монологе Ольги мы понимаем, что настоящее не удовлетворяет героиню, понимаем всю важность ее мечты о семье.
Таким образом, паузы предваряют или завершают самые значимые
высказывания героев, акцентируя на них особое внимание зрителей. Тем
самым паузы «ведут» в каждой пьесе ее важнейшие темы и настроения.
Ремарки автора, которые содержат указание на адресата реплики или ее
пространственную направленность, а также интонационные ремарки являются
традиционными в драматургии, у Чехова они не приобрели нового значения.
Их функции заключаются в определении того, к кому или куда должен
обращаться актер при произнесении реплики; интонационные ремарки
указывают на повышенный или пониженный тон голоса, на манеру
произношения, отражающую какие-либо чувства говорящего. Эти ремарки
могут содержать информацию о взаимоотношениях говорящих, об отношении
того или иного персонажа к происходящему в данный момент сценического
действия.
Получить полный текстВершинин. ( Маше и Ирине). Честь имею представиться: Вершинин…(4,26)
Ирина. (Кричит в залу). Оля, иди же!(4,27)
Родэ (громко и картавя). Завтракают? Да, уж