Суббота, 2024-10-05, 4:21 PMГлавная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 59
Учимся азам. - Тайная комната
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Учимся азам.
yanesikДата: Суббота, 2014-11-22, 8:59 AM | Сообщение # 1
Администратор Содружества ЛитКран Ян
Группа: Administrators
Сообщений: 11321
Награды: 274
Репутация: 1894
Статус: Offline
Учимся азам.Художественные приемы.http://pishi.pro/creative-writing/theory-of-literature/100.html#cut

Тропы (так же известные, как изобразительно-выразительные средства, средства художественной изобразительности,

 

Художественные методы)

Троп - один из основных инструментов в работе писателя. Все до единого ими пользуются, но подчас не все знают, что некое заурядное выражение - это, к примеру, синекдоха. Пора узнать, какие тропы чаще всего используете вы!

 

Троп (от др.-греч. τρόπος — оборот) ‑ слова и выражения, которые используются — в художественном произведении в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

     Тропы используют абсолютно все авторы, пожалуй, не найдется ни одного писателя, обходящегося без тропов, ибо даже наша повседневная жизнь и привычная разговорная речь изобилует ими. Правда, есть авторы, сознательно отказывающиеся, от украшения текста, стремящиеся к лаконичности речи и прозрачности мысли. Однозначно к ним можно отнести нашего современника Бернарда Вербера. В богатом литературном мире есть и его антагонисты, чьи тексты изобилуют тропами и прочими стилистическими выкрутасами: Оскар Уайльд, проза Марины Цветаевой, Татьяна Толстая.

     Но это уже вопрос об индивидуальном авторском стиле: у тех и других найдутся поклонники, отыщутся и критики, выступающие как простив излишней лапидарности текста, так и против его чрезмерной насыщенности тропами. Вероятно, истина где-то посредине, хотя мы искренне выступаем в поддержку идеи о том, что писать нужно так, как хочется, не ориентируясь ни на какие законы, правила и, тем более, мнения критиков. Вот с чем нужно на наш взгляд бороться, так это с безграмотностью и невежеством. Поэтому давайте изучать тропы.

     Впрочем, нужно иметь в виду, что знание названий тропов не шибко поможет автору сотворить хитрый оборот речи, и, тем не менее, порядочному писателю не худо бы разбираться как в теории литературы в целом, так и в том, что есть метафора и чем она отличается от метонимии.

 

Основные виды тропов:

-        Эпитет

     Эпи́тет (от древнегреческого ἐπίθετον — «приложенное») — определение при существительном, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь), реже глаголом («желание забыться»).

    Эпитет приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову(выражению) обрести красочность, насыщенность.

     Эпитет – это образное определение, выражающее эмоциональное отношение автора к объекту изображения.

     Пример: Серебряная седина, изумрудный лес, золотое солнце.

 

-        Метафора

     Мета́фора (от древнегреческого μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, использующий название одного объекта для описания другого объекта, перенесение смысла с одного на другое. В основе метафоры – перенос свойств одного объекта на другой.

     Нас окружает огромное количество бытовых метафор: ножи стула или стола, горлышко бутылки, спинка кресла. У стола и стулья нет ног, но их опора так похожа на человеческие ноги, что мы присвоили им уменьшительно-ласкательное название «ножки». У бутылки нет горлышка, но мы зовем его так по аналогии с длинной человеческой шеей, горловиной. В основе метафоры «спинка кресла» ‑ лежит идея ее схожести с прямой спиной человека.

     И так можно продолжать до бесконечности: солнце садится, море бушует, ветер свистит.

     Метафору легко можно образовать из эпитета: серебряная седина – серебро седины, изумрудный лес – изумруд леса, золотое солнце – золото солнца.

     Метафору смело можно назвать самым излюбленным тропом большинства авторов. Метафоричность вообще лежит в основе писательского труда. Поэтому есть смысл уделить время изучению метафоры, а также ее разновидностей: метонимии и синекдохи.

 

Метони́мия (от древнегреческого μετονυμία — «переименование», от μετά — «над» и ὄνομα/ὄνυμα — «имя») —словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет или явление, находящийся в той или иной  связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Связь между словами может быть количественной, пространственной, временной и т. п. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.

     Если метафора – перенос по сходству, то метонимия – перенос по «смежности». Метонимия выделяет в предмете, объекте или явлении свойство, которое по своему характеру способно заместить все остальные. Это может быть:

    часть вместо целого: «все флаги в гости будут к нам» (слово «флаги» используется вместо «стран»)
    представитель класса вместо всего класса: «ходили в Станиславского»
    вместилище вместо содержимого: «Я три тарелки съел», «Я пять стаканов выпил», «Театр рукоплескал»
    содержимое вместо вместилища: «висок отпустило»

 

     Сине́кдоха (от древнегреческого συνεκδοχή) ‑ разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: «я все рвусь в писатели» (здесь употреблено множественное число вместо единственного), «покупатель пошел требовательный» (в этом примере наоборот – единственное число заменяет множественное), «отогреюсь в своем углу» (употреблено слово «угол» в значении «родной дом» ‑ то есть часть вместо целого),

 

 

-        Гипербола

Гипе́рбола (от древнегреческог. ὑπερβολή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например «я говорила тебе про это сто тысяч раз» или «да туда и за три года не доедешь».

     Гипербола – преувеличение.

     Преувеличение может быть выражено одним словом (любовища у Маяковского) и фразой или словосочетанием («На меня наставлен сумрак ночи/Тысячью биноклей на оси»).

 

-        Литота

Лито́та (от древнегреческог λιτότης — простота, малость, умеренность) — изобразительно-выразительное средство, имеющее значение преуменьшения или смягчения. Например: «Слон размером с кошку».

Литота – преуменьшение. Так же, как и гипербола, может быть выражена одним словом (любёнок у Маяковского) и целой фразой («Жизнь человека — один миг»).

 

-        Сравнение

Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Сравнение, казалось бы, самый простой вид тропов, и выявить его, на первый взгляд, довольно просто, одно помимо привычного нам сравнения, в основе которого лежит сравнительный оборот, существуют более мудреные, сложные виды сравнений, которые подчас путаются с метафорами.

Виды сравнений:

    Сравнения в виде сравнительного оборота, образованного при помощи союзов как, будто, словно, точно: «Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как черт», «Прошла, словно тень промелькнула», «Она точно птица».
    Бессоюзные сравнения — в виде предложения с составным именным сказуемым: «Мой дом — моя крепость», «мои года – мое богатство».
    Сравнения, образованные при помощи существительного в творительном падеже: «он ходит гоголем», «юность птицей пролетела», «закат пылал костром багряным», «Гзак бежит серым волком».
    Отрицающие сравнения: «Попытка — не пытка».

 

-      Олицетворение

Олицетворение (персонификация) — перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Олицетворение часто путают с метафорой, поскольку подчас в основе олицетворения лежат бытовые метафоры. По этому поводу в некоторых заданиях к ЕГЭ по литературе, в которых нужно назвать вид тропа, допускается двоякость ответа: метафора или олицетворение.

…Рассказать, что солнце встало, что оно, что оно горячим светом по листам затрепетало – вся фраза целиком являет собой олицетворение.

Дремлет лес, расправил свои могучие плечи сосновый бор и храпит во сне, сотрясаясь снеговыми шапками.


gorodok1@ymail.com
https://vk.com/yanesik47
@Yan58991968
 
KatДата: Суббота, 2014-11-22, 2:19 PM | Сообщение # 2
ДУША САЙТА секретарь ЛитКрана
Группа: Administrators
Сообщений: 542
Награды: 77
Репутация: 241
Статус: Offline
Ян, очень интересные и нужные уроки разместил. Спасибо! Я хоть не пишу, но читая произведения на форумах, не буду спорить с писателями-критиками. Мне, если нравится, я не обращаю внимание на "придирки", остаюсь при своём мнении, чувствах, эмоциях и интуиции.

Порой, чтобы сохранить ангельский характер, нужно дьявольское терпение.
 
anjelikkaДата: Вторник, 2014-11-25, 5:55 PM | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Administrators
Сообщений: 423
Награды: 14
Репутация: 53
Статус: Offline
Интересная статья, спасибо!
 
yanesikДата: Пятница, 2015-03-06, 0:26 AM | Сообщение # 4
Администратор Содружества ЛитКран Ян
Группа: Administrators
Сообщений: 11321
Награды: 274
Репутация: 1894
Статус: Offline
Много-много новых старых слов, которые разнообразят ваши ругательства и сделают их более изощренными.Русский язык чертовски богат, в том числе на ругань, обзывательства
и обидные эпитеты. А мы в своей речи используем лишь малую часть
предоставляемых нам возможностей. Ну кого удивишь «дураком», «скотиной»
или «бестолочью». А можно назвать человека (только того, кто
действительно этого заслуживает, конечно) так, что он точно поймет, что
его только что обозвали, но вот кем именно не совсем ясно. Оторопь,
привлечение внимания, заинтересованность, а затем и уважение
с восхищением вам гарантированы, если вы будете употреблять в своей речи
те богатства, которые подарил нам старинный русский язык
и разнообразные диалекты.
В этом материале AdMe.ru представляет вам несколько десятков таких слов, поделенных на категории для пущего удобства. Теперь
вы будете знать, что если вас назвали «захухрей», то с утра вам просто
надо было лучше причесаться.

Обзывательства про ум
Баламошка — полоумный, дурачок
Божевольный — худоумный, дурной
Божедурье — дурак от природы
Королобый — крепкоголовый, тупой, глупый
Лободырный — недоумок
Межеумок — человек очень среднего ума
Мордофиля — дурак, да еще и чванливый
Негораздок — недалекий

Обзывательства про внешность
Пентюх — пузатый человек с выдающейся кормой вдобавок
Безпелюха, тюрюхайло — неряха
Брыдлый — гадкий, вонючий
Затетёха — дородная женщина
Загузастка — круглая, толстая женщина с большой попой
Ерпыль — малорослый
Захухря — нечёса, неряха, растрепа
Шпынь голова — человек с безобразием на голове
Фуфлыга — невзрачный маленький мужичок

Обзывательства про характер
Маракуша — противный человек
Хобяка, Михрютка, Сиволап — неуклюжий, неловкий
Свербигузка — девка-непоседа, у нее свербит в одном месте (гузка — это попа). Она же Визгопряха
Ащеул — пересмешник, зубоскал
Ветрогонка — вздорная баба
Баляба — рохля, разиня
Белебеня, Лябзя — пустоплет
Бобыня, Буня — надутый, чванливый
Бредкий — говорливый, болтливый (от слова «бред», как вы понимаете)
Колотовка — драчливая и сварливая баба. Она же Куёлда
Гузыня или Рюма — плакса, рёва
Пыня — гордая, надутая, недоступная женщина
Пятигуз — ненадежный человек, дословно можно перевести как «пятижоп»
Расщеколда — болтливая баба
Попрешница — женщина, которую хлебом не корми, дай поспорить
Суемудр — ложно премудрый
Костеря, кропот, скапыжник — брюзга, ворчун
Шинора — проныра
Чужеяд — паразит, нахлебник

Обзывательства про поведение
Волочайка, Гульня, Ёнда, Безсоромна — все это великолепие эпитетов посвящено распутным женщинам
Бзыря, Блудяшка, Буслай — бешеный повеса, гуляка
Валандай, Колоброд, Мухоблуд — бездельник, лодырь
Глазопялка — любопытный
Печная ездова — лентяйка
Трупёрда — неповоротливая баба
Тьмонеистовый — активный невежа
Ерохвост — задира, спорщик
Ёра — озорная, бойкая на язык женщина
Киселяй, колупай — вялый, медлительный человек
Шлында — бродяга, тунеядец
Потатуй — подхалим
Насупа — угрюмый, хмурый

И еще хорошие синонимы к привычным нам словам
Вымесок — выродок
Выпороток — недоносок
Сдёргоумка — полудурок
Вяжихвостка — сплетница
Лоха — дура
Остолбень, дуботолк, несмысел, околотень — дурак
Шаврик — кусок дерьма
Окаём — отморозок
Курощуп — бабник
Чёрт верёвочный — псих
Облуд, обдувало — врун
Огуряла, охальник — безобразник и хулиган
Сняголов — сорвиголова
Пресноплюй — болтун
Тартыга — пьяница
Туес — бестолочь

Читайте также:
Самое интересное о русском мате (18+)
Словарь интеллектуала
Занимательный русский


Источник: http://www.adme.ru/svoboda-kultura/starorusskie-obzyvatelstva-537755/ © AdMe.ru


gorodok1@ymail.com
https://vk.com/yanesik47
@Yan58991968
 
anjelikkaДата: Пятница, 2015-03-06, 8:07 AM | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Administrators
Сообщений: 423
Награды: 14
Репутация: 53
Статус: Offline
Это нечто! Спасибо Ян! Я все думала, как заменить в своем произведение привычное слово Дура. Теперь буду знать, где брать информацию.
 
yanesikДата: Пятница, 2015-03-06, 9:51 PM | Сообщение # 6
Администратор Содружества ЛитКран Ян
Группа: Administrators
Сообщений: 11321
Награды: 274
Репутация: 1894
Статус: Offline
anjelikka, Изобретать велосипед непродуктино,его уже изобрели до нас.

gorodok1@ymail.com
https://vk.com/yanesik47
@Yan58991968
 
GalinaДата: Воскресенье, 2015-09-20, 2:57 PM | Сообщение # 7
Автор
Группа: Moderators
Сообщений: 187
Награды: 42
Репутация: 130
Статус: Offline
Эти все выражения можно найти в русском словаре? Удивительно. Бывает что-то "необычное " напишешь, критики начинают: где вы видели такое слово? Что это значит?
 
yanesikДата: Воскресенье, 2015-09-20, 9:12 PM | Сообщение # 8
Администратор Содружества ЛитКран Ян
Группа: Administrators
Сообщений: 11321
Награды: 274
Репутация: 1894
Статус: Offline
galinaby88, Образование новых слов привиллегия каждого пишущего человека.
Ну,например,есть такое слово старовер.Понятно.А староверствуешь? Нет. А всже равно понятно.
Я проведу в школе тему о сленгах. Давно хотел.


gorodok1@ymail.com
https://vk.com/yanesik47
@Yan58991968
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz